Очень любопытная статья Алексея Воскресенского, журналиста газеты Авторевю.
baz-05_750-300x218
В белорусском городе Борисов, что под Минском, много заводов. Здесь делают спички и пианино, автомобильные стартеры и гидроусилители... А когда-то — больше полувека назад! — здесь была создана и оригинальная модель автобуса. Долгие годы считалось, что о ней ничего не известно. Однако недавно в распоряжение редакции попал чудом сохранившийся альбом с фотографиями той машины...
baz-01_400_750
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Перед нами — тоненький альбом с пожелтевшими от времени листами. На обложке — машинописная надпись «Вагонный автобус Борисовского авторемонтного завода». Внутри — опять же набранные на машинке технические характеристики и пять черно-белых фотографий (к счастью, четких и отлично сохранившихся: значит, фотограф старательно промывал снимки, прежде чем окунуть их в фиксаж!). На фотографиях изображен аккуратный круглобокий автобусик, напоминающий старые «пазики»: у него двустворчатые двери, окна, заходящие на крышу… Но к ПАЗу машина никакого отношения не имеет: это оригинальная разработка Борисовского завода!
В характеристиках указано, что базой автобусу послужило «измененное шасси ГАЗ-51», а в графе «дополнительные сведения» написано: «Изготовлен один образец. Прошел в эксплуатационных условиях 22000 км». Но все остальное — тайна, покрытая мраком… Когда безымянный «барзик» появился на свет? Какова история проекта? Сколько машин было построено? Мы этого не знали. Более того, оказалось, что этого не знает никто!
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Пытаясь узнать что-либо о «барзике», мы заглянули в обширный труд, посвященный советской автомобильной истории, — энциклопедию Льва Михайловича Шугурова. И обнаружили там только следующие строчки: «…наиболее интересные конструкции автобусов вагонного типа предложили авторемонтные заводы в Борисове (БАРЗ) и Риге (РАФ). Первый из них делал автобусы с гнутыми стеклами на боковых скатах крыши еще в 1953 году…»
baz-05_750
Помимо этого, удалось отыскать похожий текст (но уже с указанием на 1955 год), плохонькую фотографию в старом журнале «Автомобильный транспорт» и отдельные, причем весьма противоречивые, фразы, рассыпанные по интернету. Негусто, прямо скажем. А что если позвонить в Борисов, на тот самый авторемонтный завод? (Он существует по сей день и даже профиль не сменил!) Удивлению заводчан не было предела: «Откуда у вас такая информация?!» Оказалось, что в истории завода даже не упоминается о каком-либо собственном автобусе: известно лишь, что в пятидесятых годах здесь ремонтировали капотные «пазики» модели 651, а также санитарные автомобили. И уж тем более на заводе не осталось никого, кто может помнить об этой машине. Слишком много воды утекло за прошедшие полвека… Чем же так интересен «барзик»? Да тем, что это один из первых бескапотных автобусов малого класса, построенных в Советском Союзе!
В ТЕ ГОДЫ ДАЛЬНИЕ, ГЛУХИЕ…
Теперь отвлечемся немного и расскажем о причинах, которые привели к появлению борисовского автобуса и ему подобных. Дело в том, что после войны в стране катастрофически не хватало автобусов: если за 1954 год все наши автозаводы изготовили примерно 300 тысяч грузовиков, то число построенных автобусов за этот же период не дотягивало и до девяти тысяч.
baz-06_750
И если Москва, Ленинград (и еще несколько крупных городов) худо-бедно обеспечивались общественным транспортом, то в райцентрах и глубинке возить пассажиров было вообще не на чем. Поэтому для пассажирских перевозок часто приспосабливали обычные «полуторки» и «трехтонки». В кузов ставили фанерную будку, деревянные сиденья, на задний борт вешали лесенку — и готов импровизированный автобус! Справедливости ради надо заметить, что еще в 1949 году начался массовый выпуск малых капотных автобусов на шасси ГАЗ-51: сначала их делали в Горьком, затем в Павлове, с конца пятидесятых — в Кургане. Однако не хватало и их. И потому за производство автобусов на все том же «газоновском» шасси (другого-то не было!) взялись все кому не лень: автобазы, авторемонтные заводы… Тогдашние кузовные технологии были самыми что ни на есть архаичными: подобным образом автобусы строились еще на заре автомобилизма! На «грузовую» раму крепился деревянный каркас, который обшивали стальными листами снаружи и фанерой изнутри. В салон ставили диванчики, и получался уже полноценный автобус — правда, не очень большой и не очень вместительный.
baz-03_750
Сначала такие машины тоже были капотными, но затем конструкторы начали проектировать и автобусы с бескапотной, так называемой вагонной компоновкой. Она давала явный выигрыш в длине салона (куда помещалось примерно на 10 человек больше). Однако неизбежной платой за это становились перегруз передней оси, плохой доступ к двигателю (а в те времена мотор требовал ежедневного внимания) и, мягко скажем, не самые лучшие условия работы водителя. Шум, вибрации, жара, выхлопные газы — все это проникало через крышку капота в кабину! И все же вагонная компоновка победила: в 1960 году начался серийный выпуск таких «пазиков». Однако еще до ПАЗа подобные машины делали в Риге (на заводе РАФ), Черкассах, Каунасе, Тарту… Так кто же в нашей стране первым построил малый автобус с вагонной компоновкой? Известно, что первый образец будущего «пазика» был готов к сентябрю 1956 года. Круглобокий РАФ-251 появился на свет годом раньше, во втором квартале 1955 года. А когда был построен «барзик»? Точно это установить уже невозможно. Но можем утверждать, что до 1955 года: в графе «шасси» написано «измененное ГАЗ-51», а с 1955 года уже выпускался ГАЗ-51А. И не исключено, что первенство принадлежит именно заводу из маленького белорусского города Борисов! Вот только сами борисовцы об этом даже не догадываются. Да и прошедшие годы поглотили эту историю без следа: только пожелтевший альбом и остался…
P.S. Борисовский авторемонтный завод по сей день занимается ремонтом ГАЗов, «пазиков», ЛАЗов и Икарусов. Кроме того, предприятие изготавливает запчасти, а также фургоны. А недавно на базе «кавзиков» завод построил два передвижных «Дома быта», где есть мини-мастерская по ремонту обуви и парикмахерская.
Паспортные данные:
Автобус Борисовского авторемонтного завода
Год постройки предположительно 1953—1955
Длина/ширина/высота, мм 6830/2350/2800
Высота в проходе, мм 1800
Число мест: общее/для сидения 29/24
Снаряженная масса, кг 4200
Распределение снаряженной массы, кг на переднюю ось/задний мост 1900/2300
Полная масса, кг 6360
Распределение полной массы на переднюю ось/задний мост 2375/3985
Конструкция кузова деревянный каркас, облицованный металлическим листом, две двери с правой стороны с пневмоприводом; дверь водителя слева, аварийная дверь сзади
Отопление от системы охлаждения двигателя
Максимальная скорость, км/ч 70
Дальность хода по шоссе на одной заправке, км 350

Источник: Авторевю.