Зачинатели белорусского автобуса

главная
Денис Дементьев
Фото ОАО «БАРЗ»
и из архива Е.А.Шевелёвой
В нашем повествовании речь пойдёт об одной из наиболее ярких, но сейчас практически забытой странице истории Борисовского авторемонтного завода - предприятия, которое стало первопроходцем в изготовлении автобусов и специализированных автомобилей в советской Белоруссии. И хотя сам завод в сравнении с гигантами национального автопрома МАЗом и БелАЗом выглядит теперь куда более скромно, в его арсенале есть достижения, которыми не стыдно похвалиться.
Больше пяти лет я не мог заставить себя сесть за эту статью. И дело не столько в том, что очевидцев событий тех лет практически не осталось, и не в том, что исторических документов о заводе, первым в БССР освоившем изготовление автобусов, сохранилось не так много.
Просто краткосрочные набеги на республиканские архивы не позволяли разыскать разом все возможные источники информации, и материал приходилось собирать в несколько заходов. И даже теперь, когда были изучены многие документы, вопросы остаются.
Несмотря на это, общая картинка сложилась весьма примечательная, потому считаю: настало время внести ясность в эту историю. Начну с главного: откуда вообще появились сведения о Борисовских автобусах? Впервые на всю страну о них заявил журнал «Автомобиль» в 1955 г., когда в одном из номеров была опубликована статья о новых конструкциях автобусов на шасси ГАЗ-51. Среди них был и автобус вагонного типа, изготовленный Борисовским АРЗ. С тех пор никаких упоминаний в центральной прессе о продукции этого предприятия мне не попадалось...
И наконец в декабре 2007 г. пред¬принята первая вылазка в Борисов. На заводе меня с коллегами встретили дружелюбно, нашли старые альбомы, бумаги по истории завода... Но вот по «вагоннику» - ничего, и даже сами заводчане о нём узнали от нас. Зато вскрылись новые факты, в том числе и другая, не менее интересная продукция. В общем,это стало стимулом для дальнейших изысканий, результатом которых можно считать эту краткую биографию Борисовского авторемонтного завода (БАРЗ).
Завод образован в составе Наркомата автомобильного транспорта БССР 1 января 1945 г. на основе автоэвакуационной базы. Первой его продукцией стали отремонтированные автомобильные прицепы.
В 1945 г. завод освоил капитальный ремонт автомобилей и их агрегатов. Сначала это были ГАЗ-АА,ЗИС-5, иностранные Chevrolet Ford и другие.
В 1946 г., например, завод отремонтировал 166 автомобилей. С1950 г. на предприятие стали приходить грузовики ГАЗ-51, которых в первый год было отремонтировано 30 штук.
gza651
Один из первых борисовских автобусов ГЗА-651
В этом же году завод впервые попробовал свои силы в кузовном деле, когда был освоен капитальный ремонт автобусных кузовов ГАЗ-03-30, и уже в 1953 г. БАРЗ откапиталил 134 автобуса. Но самым знаменательным 1953-й стал для предприятия по другой причине - в апреле завод изготовил свой первый автобус ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51. По конструкции он был практически полностью аналогичен тем, что выпускались в те годы в Павлово-на-Оке. И лишь угловатый скворечник маршрутоуказателя над ветровыми стёклами, изготовляемый методом ручной выколотки, отличал борисовские автобусы от оригинальных ГЗА-651.
Всего до конца года завод изготовил 46 автобусов. Их освоение проходило в достаточно сложных условиях. Из-за малой высоты кузовного цеха (всего 2,8 м), автобусные кузова приходилось собирать на отдалённой от основной производственной площадки завода территории, а именно: во временно арендованном здании Борисовской судоверфи. В такой обстановке говорить о массовом производстве было бы неразумно. Однако общий дефицит автобусов в стране, и в республике в частности, сыграл свою роль.
22 декабря 1953 г. за подписью И.А. Лихачёва вышел приказ Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР «Об изготовлении автобусов и автомобильных фургонов на предприятиях Министерства», которым устанавливался план по освоению автобусного производства на многих авторемонтных заводах союзного и республиканского подчинения. Попал в эти списки и Борисовский АРЗ, которому предписывалось изготовить в 1954 г. 100 автобусов на шасси ГАЗ-51.
Завод план перевыполнил, изготовив 83 автобуса ГЗА-651 с удлинённой в задней части рамой (по аналогии с конструкций Горьковского автобусного завода) и ещё 20 автобусов без удлинения рамы, т. е. с отступлением от КД (конструкторской документации). Более того, работники БАРЗа отчитались и за один изготовленный опытный образец автобуса вагонного типа собственной конструкции. Этот автобус заслуживает отдельного рассказа.
Дело в том, что ещё в те годы широко обсуждался вопрос о том, что капотные автобусы типа ГЗА-651 архаичны, и требуется создавать автобусы с кузовом вагонного типа как более комфортабельные и вмести¬тельные. В качестве базы для них предполагалось временно использовать то же шасси - автомобили ГАЗ-51, которые хоть и мало подходили для этого из-за перегруженности передней оси, но оставались единственным донором для изготовления автобусов в массовом по¬рядке в условиях небольших предприятий.
wagon
Автобус вагонного типа, изготовленный в 1954 г.
История донесла до нас только такую плохонькую
его фотографию из газеты «Советская Белоруссия»
Поэтому генеральным лейтмотивом в 1954 г. стало создание автобусов вагонного типа на шасси ГАЗ-51. Пионерами как раз оказались завод «РАФ» и БАРЗ. В Риге первый «вагонник» изготовили в июне-июле 1954 г., а борисовцы собрали своё детище к концу года. При этом можно утверждать, что работали оба коллектива независимо, так как получившиеся в итоге образцы сильно различались. К«изюминке» последнего стоит отнести применение (впервые в СССР!) застеклённых скатов крыши. После прохождения заводских испытаний автобус в начале 1955 г. был продемонстрирован руководству МАТиШД БССР, причём перед показом автобус перекрасили. Первоначально он был полностью бежевым (или серым?), а затем белым с красными полосами. В 24-местном салоне были радио, системы вентиляции и отопления, шёлковые занавески - всё это создавало уют и удобство пассажирам. На крыше смонтирован багажник.
Автобус вагонного типа в серию так и не пошёл. Почему? Завод не имел производственных площадей для освоения этой продукции, ведь кузова для автобусов ГЗА-651 он продолжал выпускать на стороне -на территории Борисовской судоверфи, временно переданной заводу. Планы по строительству нового авторемонтного завода в Борисове получили законодательное оформление в ЦК КПБ только в 1957 г., и к тому времени о вагонном автобусе уже не могло идти речи.
Но БАРЗ продолжал искать новые промышленные изделия для своей производственной программы. Так, в 1955 г. по заказу Министерства связи БССР он освоил выпуск почтовых автофургонов на шасси ГАЗ-51 с автобусным кузовом ГЗА-651 и за два года изготовил их 44 штуки. В 1956 г. был разработан пассажирский прицеп на шасси прицепа типа 2-ПН-4 к автобусу ЗИС-155. Этот автопоезд зарекомендовал себя в работе на маршруте «Минск-Борисов», а в 1958 г. был изготовлен второй такой же прицеп В этот же период на БАРЗе изготовили опытный образец микроавтобуса на агрегатах легковых автомобилей, но каких-либо конкретных сведений о нём нет. На заводе поговаривают, что, мол, именно он лёг в основу микроавтобусов «Латвия», но в изученных официальных документах о нём упоминаний не нашлось - написано лишь несколько слов в воспоминаниях бывшего директора завода А.П.Куницкого.
Всё это время завод продолжал не только выпускать новые автобусы ГЗА-651, но и заниматься их капитальным ремонтом,а в 1958 г. освоил даже капремонт автобусов РАФ-251.
В дальнейшем ассортимент ремонтируемой продукции только расширялся: в 1961 г. освоен ПАЗ-653; в 1963 г. - ПАЗ-659 и ЗИЛ-164. Кроме того, в 1961 г. завод пытался организовать производство продукции военного назначения: цельнометаллических кузовов-фургонов типа СН на шасси ЗИЛ-157, но дело ограничилось лишь несколькими десятка¬ми, среди которых 10 штук на шасси МАЗ. В 1966 г. БАРЗ снова вернулся к теме армейских кузовов, выпустив один кузов КУНГ на шасси ГАЗ-53Ф, но этим дело и ограничилось.
В январе 1963 г. на другой тер­ритории был сдан в эксплуатацию новый авторемонтный завод с главным корпусом, а в 1964 г. — кузовной корпус, где был освоен капремонт автобусов ПАЗ-652. В 1965 г. по заказу министерства бытового обслуживания населения БССР завод наладил производство автофургонов бытового обслуживания БЗ-05 на шасси ГАЗ-53Ф. Его разработкой занимался минский институт «Белместпромпроект», который по факу адаптировал конструкцию тартуского фургона ТА-924Т под технологию борисовского предприятия и спроектировал внутреннее технологическое оборудование. В целях подготовки производства новой продукции не только проектирование, но и изготовление оснастки и деталей взяли на себя предприятия Минбыта. В частности, узла каркаса кузова поставлялись в Борисов Минским РМЗ облбытместпрома.
paz 682
Автофургоны БЗ-05 выпускали в двух комплектациях: передвижная мастерская по ремонту бытовой техники и передвижная парикмахерская. С 1967 г. завод начал производство модернизированных фургонов БЗ-06, которые представляли собой модернизированные автобусные кузова капотного типа, но уже посаженные на шасси ГАЗ-53А. Производство автофургонов бытового обслуживания свернули уже в 1968 г., выпустив около 300 машин. Их место в производстве занияли хлебные фургоны КХА-2-57, которые в 1972-1973 гг. уступили место более современной конструкции- кузовам ГЗСА-892, выпуск которых варьировался в пределе от 50 до 150 штук в разные годы.
В 1970 г. завод прекратил про­изводство новых автобусов ПАЗ-651. Казалось бы, на этом был поставлен жирный крест в истории автобусного производства. Завод вошёл в состав ПО «Авторемонт» и специализиро­вался на капремонте автомобилей ГАЗ и автобусов ПАЗ. Однако уже 1974 г. по заданию ПО «Авторемонт» предприятие выпустило партию но­вых школьных автобусов ПАЗ-651Ш на шасси ГАЗ-51А и переоборудовало в школьные автобусы ПАЗ-652Б, про­шедшие капремонт. Фактически это были первые специализированные школьные автобусы в СССР. От обыч­ных они отличались не только рас­краской, но и уменьшенным шагом сидений. В1976 г. начато производ­ство модернизированных автобусов на шасси ГАЗ-53А и ГАЗ-52-01 — они получили наименование БЗ-07Ш.
Интересно,что по конструкции кузо­ва они мало чем отличались от своих далёких предшественников ГЗА-651: такой же кузов с деревянным карка­сом, обшитый листовым железом и установленный на грузовое шасси. Всего за три года завод изготовил 363 автобуса БЗ-07Ш. Впоследствии завод занимался их капремонтом.
В 1979 г. завод освоил капре­монт курганских автобусов. С тех пор основным видом ремфонда для БАРЗа были КАвЗ-685 и ПАЗ-672. На этих моделях, в отличие от предыду­щего поколения, кузова полностью не менялись, а восстанавливались, хотя завод освоил изготовление но­вого несущего основания для авто­бусов ПАЗ.
ikarus
Таким образом, Борисовский АРЗ продолжал вплоть до середины 1990-х годов заниматься капремон­том автобусов ПАЗ, КАвЗ, ЛАЗ, горьковских грузовиков, их агрегатов и изготовлением кузовов-фургонов. Акционировавшись в 1997 г., по ре­спубликанской программе «Автобус» завод начал разрабатывать проект углублённого капитального ремонта автобусов Ikarus с заменой основа­ния. Первый венгерский автобус на заводе отремонтировали в феврале 1998 г., изготовив для него новое основание с нуля. Потом завод про­должительное время практиковал переоборудование автомобилей под дизельное топливо,устанавливая на них минские моторы.
Как бы оглядываясь на собствен­ный опыт прошлых лет, в 2006 г. на заводе по заказу УП «Борисовбытсервис» изготовили партию машин «Служба быта» на базе автобусов КАвЗ-39769. Они представляли со­бой комбинированный вариант: в салоне парикмахерская была со­вмещена с мастерской по ремонту одежды и обуви.
И теперь предприятие не забывает традиции прошлого. За последние годы на предприятии освоены восстановительные ремонты автобусов МАЗ 103, МАЗ 104, ПАЗ 3205, ПАЗ-4230 «Аврора», автобусов семейства Радзимич, НЕМАН и тд.
Изготовлен на базе ПАЗ 3205 автобус для перевозки детей и детей инвалидов в полном соответствии с СТБ 2025, Правилами ЕЭК ООН № 52 и Правилами ЕЭК ООН № 36.®
Автор выражает благодарность Р.И. Андрачнику, П.И. Гладуну, А.А. Сверчкову, A.M. Фикову, А.Е. Хилькевичу и особенно Е.А. Шевелёвой за помощь в подготовке статьи.